Зима и поздняя осень — время особого внимания к автомобилю в целом, и к колесам в частности. Уделять внимание нужно как состоянию шин, так и давлению в них.
Автошины в холода эксплуатируют в суровых условиях. Поэтому некоторые автовладельцы считают, что давление в них во время заморозков должно быть чуть больше рекомендуемого производителем авто. Среднее превышение составляет 0,1–0,3 атм. Другие автомобилисты предпочитают чуть спускать колёса на холодный период.
Разберёмся, какое давление в шинах будет оптимальным для комфортной и безопасной езды в холода.
Где найти параметры давления в шинах
Рекомендации по давлению в шинах нужно искать не у производителя колёс, а в инструкции от автоконцерна. Одну и ту же марку покрышек на разных автомобилях накачивают по-разному.
Оптимальное давление для каждой марки и модели автомобиля рассчитывается производителем исходя из множества параметров.
Среди них:
• Развесовка машины;
• Особенности конструкции и настройки подвески;
• Размерность штатно устанавливаемых колёс;
• Возможности загрузки автомобиля.
Информация о допустимых значениях давления очень важна, поэтому её прописывают не только в инструкции, но и дублируют на технологических табличках. Чаще всего они расположены в проёме водительской двери или с внутренней стороны лючка бензобака. Сведения также можно получить на сайте бренда или у специалистов автосервиса.
Летом и в холодное время года параметры в шинах одинаковые.
В Международной системе единиц давление измеряют в паскалях (Па). Но автопроизводители не используют её в своих рекомендациях.
Американские компании указывают psi — единицы в фунтах на квадратный дюйм в шинах. Японские, европейские концерны используют бар. 1 бар — 100 000 Па.
Российским владельцам легковых и грузовых авто привычнее слышать про атмосферы в шинах, хотя такой единицы на измерительных приборах не найти.
Учитывая, что 1 атм равна примерно 1 бар, разобраться с автомобилем японского и европейского производителя несложно. Американские единицы посчитать можно по формуле, где 1 psi = 1 бар/14,5.
Почему зимой меняются параметры давления в шинах
Суровые условия эксплуатации заставляют водителей выбирать маршруты, менять стиль езды. Погода влияет не только на качество дорожного покрытия, но и на разряжённость воздуха. Температура за окном падает, а вместе с ней — давление внутри покрышек. Летом из-за жары ситуация обратная.
Нужное давление можно определить опытным путём.
Когда водитель накачивает покрышки в тёплом гараже до 2 бар, на морозе показатель падает до 1,7 бара. Это можно заметить по тому, как много на улицах автомобилей с просевшими шинами. Но накачать колёса на морозе до нужных показателей не лучший выход.
Правильный подход — выполнить операцию в тёплом гараже, но учесть последующее снижение давления на улице. Достаточно пары экспериментов, чтобы определить, как сильно нужно перекачать шины.
Оптимальное давление в шинах
В условиях российского климата достаточно превысить показатель в шинах на 0,2–0,3 бара. Тогда при выезде из тёплого гаража покрышки на морозе чуть просядут и дойдут до нужных параметров. Водители на Крайнем Севере перекачивают в холодный сезон покрышки на 0,3–0,4 бара.
Точные цифры подбирают экспериментально:
• колёса накачивают в тёплом гараже, записывают показатели;
• выставляют авто на мороз до момента, пока покрышки промёрзнут;
• утром измеряют параметры в шинах.
Если после морозной ночи значения выровнялись до рекомендованных автопроизводителем, корректировать ничего не нужно. Если цифры давления завышены или занижены, придётся повторить процедуру.
Что будет, если давление в шинах неправильное
Некоторые начинающие водители накачивают шины автомобиля до максимально возможного давления и думают, что можно ездить так в заморозки. Это ошибка. Такой же ошибкой становится недокачанные шины, хотя некоторые автолюбители придерживаются мнения, что это повышает комфорт вождения и проходимость.
Если не следить за тем, что происходит с шинами, можно столкнуться с неприятными последствиями неправильного давления.
Недокачанные колёса:
• Ухудшение реакций автомобиля на повороты руля;
• Снижение курсовой устойчивости;
• Повышенный расход топлива;
• Ускоренный износ резины;
• Риск разбортирования колеса в поворотах (при сильном падении давления);
• Большая вероятность повредить диск при попадании колеса в яму.
Перекачанные колёса:
• Снижение комфорта при езде;
• Увеличение тормозного пути;
• Ухудшение сцепных свойств шин;
• Дополнительная нагрузка на элементы подвески, снижение их ресурса.
Впрочем, из всех правил бывают исключения. Снижение давления может помочь на бездорожье, прежде всего на сыпучих и мягких покрытиях — в песке, на снегу, в грязи. В таких условиях подспущенная покрышка будет практически «обволакивать» неровности, при этом не «закапываясь» в нестабильную почву.
Как проверить параметры вручную и автоматически в колёсах
Манометры для измерения давления в шинах бывают электронными, механическими. Их используют для проверки параметров в колёсах любого транспортного средства: автомобиля, мототехники, велосипеда. У прибора есть погрешность.
Если под рукой нет манометра, на автозаправке, шиномонтаже могут оказать такую услугу.
Многие недавно выпущенные марки машин способны самостоятельно определять давление в шинах. На дисках есть датчики. Они передают показания компьютеру. Автоматическая система выводит данные на приборную панель. Водителю остаётся сверить показатели с теми, которые рекомендует производитель.
В холодное время проверять давление рекомендуют 1–2 раза в неделю, особенно при резких перепадах температур.
Правильное накачивание
Если планируете накачать шины до поездки, лучше это делать на улице. Тогда внутри и снаружи покрышки температура будет одинаковой.
Когда подкачку выполняете в тёплом гараже, желательно чуть повысить давление: примерно на 0,2 бара выше рекомендованных показателей. Так удастся выровнять разницу из-за температурных перепадов.
Немного снизить давление в шинах можно, когда планируете езду по скользкой дороге. Если показатель на 0,1–0,3 бара меньше рекомендованного, пятно контакта станет больше, сцепление с обледеневшей трассой улучшится. Это же можно сделать при передвижении по бездорожью: небольшое занижение давления повысит проходимость авто.
Куда обращаться, чтобы проверить давление и накачать колёса
Если самостоятельно сложно и трудоёмко регулярно проверять параметры давления и накачивать шины, можно посещать автосервис.
Специалисты автотехцентра
Эльва Моторс быстро выполнят диагностику, обнаружат проблему, если она есть. Срочно проверить давление нужно, если автомобиль «уводит» в сторону, износ протектора неравномерный, а также стоит проверить одновременно сход-развал (развал-схождение) колес. Приезжайте, наши специалисты проверят все узлы и системы Вашего автомобиля быстро и качественно устранят неполадки, если они выявятся.