Что делать, если машина закипела





Если на приборной панели загорелся значок градусника, появились необычные звуки и запахи, теряется мощность автомобиля или вытекает охлаждающая жидкость, скорее всего, проблема в перегреве мотора.

От закипания не застрахован ни один автомобиль, даже самый современный. Причины могут быть разными: от технических неисправностей до невнимательности автомобилиста. Помните, что последствия, как правило, оказываются плачевными: нарушение геометрии и разрушение внутренних элементов двигателя. Все это приводит к дорогостоящему ремонту. Разберемся, что делать, если двигатель все-таки закипел, и как избежать серьезной поломки.


Причины закипания автомобиля


1. Низкий уровень охлаждающей жидкости

Первая причина, почему закипает машина — недостаточный уровень охлаждающей жидкости или её утечка из-за неисправного расширительного бачка. Охлаждающая жидкость, или антифриз, выполняет критическую роль в поддержании оптимальной температуры мотора. Она поглощает тепло от работающего двигателя и передает его в радиатор, где тепло отводится, обеспечивая стабильную температуру двигателя. Недостаток антифриза может привести к ситуации, когда двигатель будет недостаточно охлаждаться, и его температура стремительно вырастет. Если вовремя не устранить проблему, перегрев может привести к повреждению головки блока цилиндров, перегоранию прокладок и даже поломке поршней.


2. Неисправный расширительный бачок

На расширительном бачке для антифриза имеется особая крышка со встроенным клапаном. Её предназначение — отводить избыточное давление. Если происходит поломка, то в устройствах подачи антифриза сразу наблюдаются проблемы. Ввиду этого начинается закипание хладагента. Из строя может выйти как сам клапан радиатора, так и прокладка крышки, что ведет к потере герметичности системы охлаждения.


3. Заклинил термостат

Еще одна распространенная причина закипания машины — неисправность термостата. Этот ээлемент как правило останавливается из‐за изношенности в закрытом положении. Антифриз не проходит в радиатор, что и вызывает перегрев. Определяется неисправность термостата следующим образом: на прогретом двигателе следует потрогать руками любой патрубок. Если он холодный, то это подтвердит догадку.


4. Засорение радиатора

Накопление грязи, насекомых и сора в радиаторе может привести к серьезным проблемам и снижению его эффективности, что, в свою очередь, сказывается на эффективности охлаждения ДВС.

Мусор легко заметить на наружных стенках, но если он попадёт во внутренние ниши — придётся всё тщательно промывать. Так удастся избежать закипания машины.


5. Выход из строя вентилятора

Он включается в работу, когда нужно «остудить» ОЖ, которая достигла 97°C. Соответственно при поломке этого не происходит, и антифриз постепенно начинает закипать. Обычно такое происходит из‐за поломки датчика температуры.


6. Неисправная помпа

Насос играет незаменимую роль в обеспечении оптимальной работы и долговечности мотора. Даже небольшие неисправности в его работе могут серьезно отразиться на функционировании всей системы.

Жидкость в этом случае нормально по системе не циркулирует. Довольно часто в таком случае помпа издаёт скрип, свист или стуки.


7. Воздушные пробки

Пробки образуются при неграмотной заправке системы охлаждающей жидкостью или в связи с её недостаточным уровнем. Воздушная прослойка может создаваться в отдельных элементах, не давать свободно циркулировать и охлаждать мотор и способствовать закипанию ОЖ.


Перегрев вызывается ещё и сбоями в работе двигателя. Не редки и проблемы с коробкой передач, когда из‐за износа механизмов КПП агрегат начинает работать с дополнительным усилием. Постоянные резкие перепады нагрузки на мотор — частые рывки, быстрые старты и остановки — могут привести к неравномерному распределению тепла внутри двигателя. Перевозка в автомобиле тяжелых грузов также может стать настоящим вызовом для системы охлаждения ДВС. При более интенсивной работе двигателя увеличивается тепловыделение, и охлаждающая система перестает справляться.

Поэтому так важно следить за качеством охлаждающей жидкости и её достаточным количеством в системе. Проверяйте уровень ОЖ не раже одного раза в неделю, обращайте внимание на потеки жидкости из под крышки расширителя, возможно, нужно заменить прокладку и тем самым избежать аварийной ситуации в будущем.


Закипела машина — последствия

Если кипит система, степень повреждения каналов бывает разной. Часто это ничем опасным не грозит, просто владелец машины ограничивается испугом. Но если перегретый двигатель глохнет (и аккумулятор не причём), это может указать на следующие вещи:


• разрушение уплотнителя ГБЦ;

• повреждение блока;

• критическое снижение уровня ОЖ;

• поломку или деформацию клапанов;

• повреждение маслосъемных колпачков.


Последствия закипания устраняются в зависимости от конкретной ситуации. Обычно всё решается восстановлением, шлифовкой ГБЦ. Заклинивание поршней в гильзах встречается редко. Однако в этом случае ремонт выглядит нецелесообразно. Куда проще и дешевле установить другой мотор.

Постоянный перегрев жидкости и выход пара — симптом уменьшения количества охлаждающей жидкости. В этом случае двигатель нормально охлаждаться не будет даже после остывания. Если не принять мер по дозаправке, а просто остудить установку — антифриз закипит повторно. Нагрев в области камер сгорания и других теплонагруженных деталей увеличится. Внутренние части узла придут в негодность, а сам блок цилиндров — разрушится.


Что делать если закипел двигатель в пробке/на дороге/на ходу

Неправильное обращение с автомобилем в условиях перегрева может привести к серьезным проблемам и повреждению двигателя. Вот как это предотвратить:


Включите печку. Возможно, это покажется не самым приятным делом в жаркий день, но именно это поможет быстро и безопасно охладить двигатель. Печка — часть системы охлаждения, которая забирает из неё тепло.

Поставьте климат-контроль на максимальную температуру и обдув, отключите кондиционер и откройте окна для дополнительной вентиляции.

Проверьте температуру воздуха, который дует из воздуховодов. Если он горячий, это хороший знак — антифриз в системе есть и лишнее тепло отводится. В таком случае продолжайте движение, но уменьшите обороты, чтобы снизить нагрузку на двигатель. Катиться накатом с горы — идеальный сценарий. На долгих подъемах лучше остановиться, чтобы не усугублять перегрев.

Если из воздуховодов дует холодный воздух, это сигнал о проблеме — антифриза в системе нет или мало. В этой ситуации остановитесь в безопасном месте и заглушите двигатель. Откройте капот, чтобы остудить двигатель.


Важно! Ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка или радиатора сразу после остановки — это может привести к выплеску кипящего антифриза и получению серьезных ожогов. Подождите 40 - 50 минут, чтобы ОЖ остыла. В противном случае также перепад температуры с новой ОЖ может привести к образованию трещин в блоке или головке.


Затем можно долить в радиатор антифриз и попробовать продолжить движение. При первой же возможности обязательно обратитесь в техцентр для выявления причины нехватки охлаждающей жидкости и для ремонта.

Если опыта для таких действий недостаточно, машину следует отвезти в ближайший сервис. Высокая квалификация мастеров и наличие стационарного оборудования позволят им быстро и правильно определить причину закипания. Проблема всегда устраняется на месте, вслед за диагностикой.


Выводы и советы водителям: как не допустить перегрева двигателя


• Регулярно проверяйте систему охлаждения, состояние жидкости в радиаторе и уровень масла.

• Следите за показаниями датчика и помните, при какой температуре стоит беспокоиться — свыше 100 градусов.

• Следите за правильным натяжением ремня генератора. Потеря натяжения может привести к уменьшению оборотов помпы, что отразится на циркуляции охлаждающей жидкости.

• Приобретайте качественное топливо и антифриз от проверенных производителей.

• Избегайте экстремальных условий эксплуатации автомобиля, особенно летом или на перегруженных трассах. Уменьшайте скорость и избегайте частого резкого ускорения и замедления.

• Если из печки идет холодный воздух и температура не падает, то может загореться контрольная лампа аккумулятора из-за обрыва ремня.

• Если у вас возникли сомнения или вы не можете самостоятельно решить проблему, вызовите эвакуатор до автосервиса.


Учитывайте, что столкнуться с перегретым двигателем можно не только летом, но и зимой. Следите за датчиками на приборной панели и регулярно проводите ТО своего автомобиля.

А провести техническое обслуживание, проверить все ключевые узлы автомобиля и помочь подготовиться к жаркому летнему сезону поможет Эльва Моторс! Приезжайте, специалисты нашего сервиса работают быстро и качественно и обязательно помогут сделать ваш летний отдых на автомобиле легким и приятным!