Когда ремень ГРМ требует замены: ключевые признаки





Ремень привода газораспределительного механизма рассчитан на небольшой срок службы. Есть несколько признаков, указывающих на то, что его нужно срочно сменить на новый.

Для начала разберёмся, что такое ремень ГРМ и почему его надо менять. Эта недорогая и несложная, на первый взгляд, деталь нужна для того, чтобы синхронизировать работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. Зубчатый ремень вращается на шкивах коленчатого и распределительного (или распределительных) валов, параллельно приводя в движение водяной насос. Он имеет многослойную усиленную структуру и состоит из резины и нейлоновой основы. Правильное натяжение ремня задаётся специальным роликом. При обрыве ремня ГРМ на большинстве современных автомобилей впускные и выпускные клапаны встречаются с поршнями. Происходит серьёзная поломка, не совместимая с дальнейшим движением и требующая сложного дорогостоящего ремонта.

Сроки замены резинотехнического изделия и сопутствующих компонентов зависят не только от марки и модели конкретного автомобиля, но и от условий эксплуатации, которые в нашей стране весьма суровые. Однако это не мешает некоторым брендам устанавливать на свою продукцию запредельные сроки эксплуатации ремня ГРМ. Эксперименты с несоблюдением регламента чреваты большими неприятностями.

Возраст ремня и пробег

О необходимости замены ремня можно судить по пробегу после прошлой его замены.

В основном, срок службы ремня в зависимости от модели двигателя и изготовителя колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч километров. Сроки замены этой важнейшей детали строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Реальный ресурс ремня в пределах 60-80 тысяч километров, тянуть больше не стоит. Иногда ремень ГРМ требует замены вместе с натяжными роликами, а нередко также с водяной помпой и шкивами, особенно если ремень не оригинальный или срок его службы уже истек, деталь деформировалась и работает в нештатном режиме.

Явные повреждения

В случае если у вас имеется доступ к ремню ГРМ и вы можете его рассмотреть, поставьте автомобиль на передачу и руками медленно прокрутите коленчатый вал, вывесив одно из колёс и вывернув свечи, одновременно внимательно рассматривая ремень. При наличии малейших признаков износа или растрескивания эта деталь подлежит немедленной замене, даже если она ещё не отработала отведённый регламентом срок. Не забывайте, что в российских автомагазинах до половины запасных частей представлены контрафактом и подделками, а значит, дополнительный контроль за состоянием этой детали не помешает. Определить степень износа ремня ГРМ по внешнему виду сложно. Даже визуально практически новые ремни могут рваться при попытке их перекрутить.

Посторонние звуки

При сильном износе или старении ремень привода ГРМ может начать разлохмачиваться и трескаться. В работе двигателя неисправность проявляется всевозможными тикающими, шаркающими или щёлкающими звуками, исходящими из-под кожухов системы. Все они имеют некую периодичность, зависящую от оборотов двигателя: чем она выше, тем чаще звуки. Эта неисправность вовсе не обязательно связана именно с ремнём. Звуки могут исходить от подклинивающего подшипника натяжного ролика или от водяной помпы. В любом случае тянуть с ремонтом не стоит.

Следы жидкости на ремне

Подтекающий сальник коленвала или распредвала, или сочащаяся антифризом помпа, расположенная в непосредственной близости к ремню ГРМ, могут запросто пропитать техническими жидкостями сам ремень.

Ничего хорошего в этом нет, ведь ремень - это РТИ изделие, а резина, как известно, не очень то выдерживает натиск такой химически "заряженной" жидкости, как моторное масло. Достаточно легкого подтека из сальника, чтобы масло обильно разнеслось по всему ремню.

Ремень всегда должен быть сухим, чтобы оставаться прочным и стабильным – не растягиваться и не сжиматься, не изнашиваться сверх меры и не повреждать механизм захвата ремня.

Темный дым из выхлопной трубы

Происходит данная неприятность из-за неполного сгорания смеси в моторе. Часть топлива из-за сбитого зажигания попадает в систему выпуска, что приводит к превышению допустимой температуры и спеканию сот. Выявить поломку можно, понаблюдав за выхлопом: при работе мотора он хлопает, в некоторых режимах из трубы идёт чёрный дым – верный признак переобогащения смеси и неполного её сгорания. Ремень ГРМ – одна из возможных причин неисправности.

Двигатель не заводится

Если вы вовремя не заметили надвигающуюся беду и ремень порвался, выявить проблему будет несложно. При прокручивании стартер работает очень бодро, лучше обычного, но вхолостую – подхвата и воспламенения смеси в цилиндрах не происходит. Это признак отсутствия компрессии, которая вызвана загибом клапанов после встречи с поршнями. Теперь у вас всего два пути – отправить мотор на свалку целиком и сменить его на новый или попытаться реанимировать его в автосервисе.

Есть масса других косвенных признаков изношенности ремня - плохая и запоздалая реакция на педаль газа, неравномерная работа двигателя на холостых, детонация в момент остановки двигателя, явный износ шкивов на коленвале и распредвале, из-за которого ремень быстрее приходит в негодность. Поэтому стоит внимательнее относиться к изменениям в работе автомобиля и регулярно обращаться в автосервис, чтобы заметить износ и заменить дешевые расходники, а не дорогие основные узлы и детали.


С автосервисом Эльва Моторс вы сможете следить за здоровьем Вашего автомобиля легко и удобно. Наши механики – мастера своего дела, работают по стандартам автопроизводителей и помогут вам держать свой автомобиль в рабочем состоянии все время эксплуатации.