Многие водители не понаслышке знают о том, что такое биение рулевого колеса, которое может возникать как на высоких скоростях, так и во время стоянки машины с заведенным двигателем.
Почему бьет руль на высокой скорости
Биение руля на большой скорости происходит в основном из‐за кривой балансировки колёс. Вибрации начинаются после шиномонтажных работ или замены покрышек. Совершенных шин и дисков не существует. При передвижении на высокой скорости возникают инерция, передающаяся на рулевое колесо и, как следствие, биение.
Балансировка — мероприятие по формированию и распределению веса колеса по всем зонам и точкам. На дисках крепят грузики.
Неправильную балансировку можно определить известным методом: ускориться на ровной трассе до 80 км/ч, затем внимательно послушать. При нарастании вибраций везите автомобиль на
сход‐развал.
Неправильная балансировка часто приводит к таким последствиям:
• неравномерно изнашивается резина колёс;
• увеличивается дрожание руля;
• нарушается работа деталей подвески;
• портится ступичный подшипник.
Узнав, почему бьет руль на скорости выше 70-80 км/ч, водитель должен заняться исправлением проблемы. Причинами также могут стать деформация покрышек или повреждения дисков.
Почему бьет руль на малой скорости
Биение руля может наблюдаться и на маленькой скорости. Тогда причина другая. Часто колёсные диски забиваются грязью или снегом, а это отрицательно влияет на балансировку и становится поводом для появления вибраций. При ускорении биение прекращается.
Проблема с загрязнением легко решается на литых дисках. На стальных элементах ситуация с чисткой усложняется, так как дренажные отверстия у них маленькие.
Много грязи откладывается на внутренней стороне диска. Если бьёт руль на малой скорости, очистите колеса от грязи и наледи.
Неисправность покрышки — вторая распространённая причина появления вибраций. Рулевое колесо дрожит уже при старте машины, бьет на скорости ниже 40 км/ч. Биение после ускорения не исчезает, а наоборот — усиливается. Главной причиной износа покрышек является повреждение внутреннего металлического каркаса, придающего жёсткость. Это приводит к вздутию на шине, шишкам на боковинах покрышки.
Решается проблема деформации покрышек только путём их замены.
Другая типичная причина — недостаточно прочное крепление мотора. Явный признак этого — дрожание в режиме холостого хода двигателя. Иногда причиной подозрительных вибраций руля является даже дефект свечей зажигания.
Причины биения руля при торможении и на поворотах
Часто бьёт руль на малой скорости по причине расслабления колесных болтов. Неисправность усиливается при торможении, а на поворотах ситуация становится чрезмерно опасной.
Возникать вибрации руля могут и из‐за неполадок с подвеской автомобиля. Наличие люфтов или выход из строя одного из элементов ходовой приводят к разбалансировке.
Прежде всего определите неисправности тормозных дисков, если вибрации усиливаются во время резкой остановки машины. Проблемы с тормозным барабаном или диском относятся к числу распространённых причин. Детали приходят в негодность, на них появляются волны или другие дефекты. Поэтому не стоит сильно перегревать тормозные элементы (долго держать педаль тормоза на спуске) или резко охлаждать (въезжать в лужу, сугроб).
Если вибрация усиливается при повороте руля или при других маневрах, нужен предварительный осмотр. Узнать причину без этого не получится. В первую очередь проверьте тяги и наконечники, ступицы.
Способы решения проблемы
Какими бы ни были причины биения руля, надо провести качественную диагностику и устранить проблемы. Это даст возможность избежать дорогого ремонта, а главное — предотвратить ДТП.
Если бьёт руль на малой скорости, действуют так:
• проверяют чистоту колесных дисков;
• проверяют балансировку, крепления болтов на колесах;
• тестируют диски на деформацию;
• проверяют качество резины;
• диагностируют подвеску;
• исследуют тормозные диски и барабаны;
• проверяют крепление двигателя;
• пробуют качество приводного вала.
Колесные диски легче и быстрее прочистить на автомойке. Струя воды собьёт накопившуюся грязь. Побейте по диску каким‐нибудь предметом, снизив амплитуду вибраций руля, чтобы безопасно доехать до мойки или сервиса.
Балансировку проводите в проверенном сервисе. Отбалансируйте все 4 колеса, особенно если бьет руль на малой скорости. Заодно устраните деформацию колесных дисков, если это необходимо.
Дефектную резину замените. Восстановить не получится — придётся покупать новые шины и монтировать, согласно правилам грамотной балансировки.
Биение руля на скорости из-за неисправной подвески или рулевого механизма «лечится» путём разборки ходовой, осмотра деталей и устранения проблемы. Чаще остальных ломаются гранаты (ШРУС), резинометаллические шарниры, рулевые втулки.
Устранить биение, возникающее при торможении, удастся на СТО. Станком протачивают и восстанавливают поверхность тормозных дисков, если степень износа мала.
Биение руля на скорости лучше не устранять самостоятельно. Только в автосервисах точно определят причину поломки и устранят её.
С автосервисом Эльва Моторс вы сможете провести диагностику и ремонт вашего автомобиля по стандартам производителя быстро и качественно.