Углы установки колёс, которые в обиходе именуются «развал-схождение», — важные параметры автомобиля, влияющие на его поведение на дороге и ресурс. А их регулировка — не разовая процедура. Ведь углы установки колёс могут «уходить» от правильных значений по разным причинам. Например, по мере износа подвески или после езды по разбитым дорогам. Рассказываем, как и когда нужно регулировать схождение и развал колёс и что будет, если забыть про эту операцию.
Углы установки (УУК) — это характеристика положения передних и задних колёс. Только на глаз кажется, что они стоят параллельно друг другу и перпендикулярно дороге. На самом деле они не параллельны, но эти доли градуса или несколько миллиметров оказывают значительное влияние на устойчивость и управляемость автомобиля. И на разных машинах значения УУК могут заметно отличаться. Они рассчитываются при проектировании с учётом конструкции подвески, характеристик упругих элементов, размерности и вылета колёс, ширины колеи и других факторов. Так что оптимальные значения углов установки колёс могут отличаться даже у разных версий одной модели автомобиля (например, отличающихся настройками подвески или массой).
Сход, развал — это основные углы установки колёс, и их приходится регулировать чаще всего. Ещё один важный угол называется кастор. Давайте разберёмся с каждым из них подробно.
Схождение
Этот термин характеризует угол между плоскостями вращения колёс и продольной осью автомобиля. Проще говоря, это непараллельность колёс между собой при взгляде сверху или снизу.
Схождение может быть положительным или отрицательным. Положительное — когда плоскости вращения колёс пересекаются перед автомобилем. То есть оба колеса чуть повёрнуты внутрь. Соответственно, при отрицательном схождении (его ещё называют «расхождение») плоскости вращения колёс пересекаются сзади автомобиля — иначе говоря, колеса развёрнуты наружу. Это влияет на такие аспекты поведения автомобиля, как стабильность при прямолинейном движении и реакции на отклонения руля (поворачиваемость). В идеале схождение передних колёс, как и задних, у большинства автомобилей близко к нулю: непараллельность колёсных дисков на одной оси не должна быть больше 1–3 мм.
Развал
Это угол отклонения плоскости колеса от вертикали. При положительном развале колесо отклоняется наружу, то есть расстояние между верхними точками колёс одной оси оказывается больше, чем между их нижними точками в местах контакта с дорогой. А при отрицательном — наоборот, нижняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы и верхней части (при большом значении отрицательного развала колёса визуально встают «домиком»).
Отрицательный развал колёс обычно используют в автоспорте для повышения сцепления с дорогой в поворотах, но взамен получают быстрый износ покрышек. Для обычных автомобилей развал, как и схождение, конструктивно заложен в околонулевых (как правило, отрицательных) значениях. В этом случае получается оптимальный баланс между устойчивостью машины и равномерностью износа покрышек.
Кастор
Третий важный параметр передней подвески — угол между вертикалью и осью поворота колеса. Если она наклонена назад относительно направления движения, кастор является положительным, а если вперёд — отрицательным. При совпадении оси поворота с вертикалью кастор нулевой.
Для чего нужен этот угол? Практически все современные легковые автомобили имеют положительный кастор, который позволяет колёсам самостоятельно возвращаться в прямолинейное положение при отпущенном руле после выхода из поворота и стабилизирует их при наборе скорости. Это делает автомобиль более устойчивым и безопасным. Эффект достигается за счёт того, что с положительным кастором при повороте руля передняя часть машины немного приподнимается и её вес стремится вернуть колёса в прямолинейное положение. Это же и конструктивно ограничивает кастор — при большом угле руль автомобиля будет слишком тяжёлым. Поэтому у серийных моделей кастор обычно составляет несколько градусов, и только у гоночных машин может достигать 10–15 градусов.
Возможность регулировки изначально заданного кастора на большинстве современных автомобилей конструктивно не предусмотрена. Не у всех моделей получится отрегулировать и развал. Хотя есть и модели, где развал регулируется не только спереди, но и у задних колёс — если у автомобиля сзади многорычажная подвеска. С неразрезным мостом или скручивающейся балкой регулировать, по сути, нечего.
Так что основной процедурой является регулировка схождения. Причем многие конструкции позволяют делать её и для задней оси.
Что будет, если не регулировать сход-развал
При неправильных углах установки колёс будут ускоренно и неравномерно изнашиваться шины. Например, чем отрицательнее значение у развала, тем интенсивнее протектор будет изнашиваться с внутренней стороны шин. При положительном — быстрее стирается внешняя часть протектора. А нарушение заданных углов схождения сопровождается характерным износом, который называется «пила» — когда каждая шашка протектора стирается неравномерно, из-за чего сам протектор в профиль становится похожим на пилу.
Но ещё хуже, что при отклонении углов установки колёс от заданных меняется поведение автомобиля на дороге.
В частности, при излишне положительном схождении машина будет менее охотно входить в повороты, стремясь уйти с траектории наружу — поворачиваемость станет недостаточной. А отрицательное схождение колёс может проявиться уводом автомобиля от прямолинейного движения, рысканьем при разгоне и торможении, что потребует постоянного подруливания. Наконец, отрицательный развал в большей степени сказывается на «расходе» шин.
Как часто нужна регулировка углов
Как понять, что нужно делать развал-схождение? В первую очередь, когда есть признаки нарушений, которые мы описали выше. Но даже при их отсутствии проверку углов желательно выполнять хотя бы раз в 20–30 тыс. км.
Также эта операция понадобится, если автомобиль побывал в аварии, попал в большую яму на высокой скорости или наехал на препятствие с сильным ударом по колёсам и подвеске. Особенно это нужно в том случае, когда колёса стоят прямо, а рулевое колесо — нет.
Кроме того, процедурой регулировки углов должны завершаться и все технические работы, связанные с ремонтом или заменой элементов ходовой части, таких как рычаги или сайлентблоки, шаровые опоры, рулевые механизмы, тяги или наконечники, амортизационные стойки в передней подвеске типа McPherson и даже приводные валы или шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). При их демонтаже подвеску приходится разбирать и собирать обратно.
Также рекомендуется проверять углы установки колёс при сезонной смене шин. Особенно если зимний и летний комплекты отличаются размером и степенью износа.
Как регулируется развал-схождение
Прежде чем приступать непосредственно к процедуре проверки и регулировки углов установки колёс, к ней нужно подготовиться. Следует убедиться, что колёса не деформированы, а давление в шинах соответствует норме.
Также нужно удостовериться в исправности ходовой части автомобиля — отсутствии люфтов ступичных подшипников, рулевых механизмов, тяг и наконечников, исправности рычагов и пружин подвески. Иначе регулировать углы установки колёс бесполезно. Помешать выставить правильные углы может и состояние кузова — в случае его деформации после сильной аварии или из-за коррозии силовых элементов.
Как делается развал-схождение? Саму процедуру проводят на специальных стендах, куда устанавливается автомобиль и где различными способами точно определяется положение его колёс. Такие стенды по принципу работы бывают оптическими, лазерными и компьютерными.
Оптические стенды измеряют углы путём проецирования на плоскость со шкалой светового пучка из оптических трубок, которые закреплены на колёсах. Их развитие — лазерные стенды, использующие узконаправленный лазерный луч, что даёт более точные результаты.
Ещё большую точность обеспечивают компьютерные стенды, где данные о величине углов получают при помощи датчиков, передающих информацию компьютеру. Такие стенды, в свою очередь, различаются в зависимости от типа датчиков и способа их связи с системой. Как делают сход-развал на этом оборудовании? Компьютер анализирует полученные данные и выводит информацию о величине и расхождении углов установки колёс с теми, которые записаны в памяти для конкретной модели. Компьютер же даёт инструкции по их регулировке.
Кордовые компьютерные стенды оборудованы закрепляемыми на колёсах проводными датчиками. ИК-стенды используют датчики с инфракрасными излучателями. Радиоканальные передают данные между сенсорами и компьютером по беспроводному радиоканалу.
А самыми точными (но и самыми дорогостоящими) являются 3D-стенды, которые строят трёхмерную проекцию автомобиля с помощью камер и специальных фотоэлементов по контрастным «мишеням», закреплённым на колёсах автомобиля.
Если коротко:
• Основные углы установки колёс — схождение, развал и кастор.
• При отклонении углов установки колёс от нормы будут ускоренно и неравномерно изнашиваться шины и ухудшится поведение автомобиля.
• Проверять углы установки колёс следует при изменении характера поведения автомобиля, после сильных ударов по колёсам и подвеске, ремонта ходовой части, а также, желательно, и при сезонной смене шин.
• Перед замерами и регулировкой углов нужно убедиться в исправности подвески и рулевого управления автомобиля.
• Правильно выставить углы можно только на сервисных стендах, самые точные из них — 3D-стенды.
Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастор все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.
Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой». В этом случае может помочь только серьезный ремонт, а дальнейшая эксплуатация неисправного автомобиля может быть опасно.
В Эльва Моторс вы сможете произвести диагностику автомобиля, проверить и отрегулировать углы установки колес, произвести сервис и ремонт автомобиля любой марки по стандартам производителей.