Автомобильные смазки: виды и особенности применения





Смазки находятся в разных узлах: подшипники роликов, ступиц, в шрусах, в шаровых, в карданах, крестовинах. В морозное время эти смазки дубеют (особенно если не качественные), именно из за них после долгих стоянок автомобиль кажется дубовым и движется с сопротивлением, в свою очередь это влияет на расход и на срок службы данных узлов. Несмотря на то что все смазки заложены на весь срок эксплуатации, по факту через 5 лет смазки изнашиваются, высыхают, появляются различные посторонние звуки, если вовремя не предпринять меры по замене смазок в данных узлах то возможен износ и выход из строя данного узла с последующим дорогостоящим ремонтом.

Давайте разберемся подробнее.


Основные свойства смазок

У каждой смазки есть определенный набор свойств, которые являются общими для всех типов. Другое дело, что в разных деталях автомобиля требуются разные свойства. Про них имеет смысл рассказать хотя бы коротко, чтобы лучше понять логику выбора той или иной смазки в каждом конкретном случае.

Морозостойкость и теплостойкость.
У каждой смазки есть свой температурный диапазон эксплуатации. Тут все достаточно просто, не важно, стала температура ниже или выше пределов, смазка утратит свои свойства. В одном случае она может стечь, в другом случае распадется на составные части и потеряют свою эффективность. На это нужно смотреть при выборе смазки с учетом региона, в котором вы проживаете и его климата.

Вязкость.
Вязкость отвечает за поведение смазки в тот момент, когда она течет. Вязкость обычно связанна со скоростью деформации, чем она выше, тем меньше будет вязкость. Но уменьшение вязкости до определенных пределов считается положительным явлением.

Прочность.
Прочность характеризует способность смазки оставаться на движущихся деталях. Впрочем, избыточная прочность вредна, так как в этом случае смазка может плохо поступать в нужную зону. Со временем это может приводить к банальным заеданиям.

Уровень адгезии.
Связь между связкой и поверхностью детали, на которую она нанесена. Чем выше адгезия, тем лучше смазка будет держаться, но тем сложнее её смыть.

Водостойкость.
Если смазка является водостойкой, то она не будет вступать в реакцию с водой, не будет смываться, растворяться и т. д. В отдельных случаях такая смазка будет выполнять дополнительную функцию — препятствовать проникновению воды.

Механическая стабильность.
Здесь подразумевается сопротивляемость смазки деформации, после которой она должна сохранить свои свойства. Большинство смазок после деформации несколько меняют свои свойства, в частности у них может снизиться прочность. Впоследствии она восстанавливается, но не всегда до первоначальных значений, а иногда может и превысить их. Изменение свойств зависит не только от механической стабильности самой смазки, но также и от условий эксплуатации.

Химико-физическая стабильность.
Под этим понимают склонность смазки к окислению, что относят к химической стабильности, а также испарению, что относят к физической стабильности.

Сопротивление коррозии.
Разумеется, тут подразумевается не коррозия самой смазки, а коррозия металлических деталей, с которой смазка соприкасается. Смазка не должна вызывать коррозию, более того, она может иметь защитные свойства, то есть, предохранять металлическую поверхность от коррозии.

Противоизносные свойства.
Под ними понимают свойство смазки снижать износ поверхностей между которыми происходит трение.


Впрочем, тут нужно отметить, что при выборе смазок мало кто смотрит на их свойства. В основном их выбирают по типам, мол для этого рекомендована такая-то смазка. Либо выбирают по назначению, что сегодня нередко указывается производителями. Впрочем, когда есть выбор между несколькими смазками, можно обратить внимание на свойства и выбрать лучшую.


Виды смазок


Единого стандарта маркировки и обозначения смазок на сегодняшний день нет. У них слишком большая номенклатура, при этом отдельные наименования не являются самостоятельными типами, хотя производители говорят об обратном. Но если подходить с научной точки зрения, то свойство конкретной смазки во многом определяется типом загустителя, который используется. Ниже мы поговорим про наиболее распространенные виды, которые чаще всего встречаются в магазинах и используются.


Графитовая смазка

Графитовая смазка — старое изобретение, но используется и сегодня. Сюда относят любой смазочный материал, в состав которого входит графит. Он может добавляться как порошок или присадка. Могут выпускаться в традиционной форме (пластичная смазка), в виде масляных и жидких дисперсий (тут они применяются без загустителя), а также в виде аэрозоля. Состав других компонентов может быть разным, поэтому у смазки, которую называют графитовой, могут быть кардинально разные свойства.

Но если говорить в общем, то тут нужно смотреть на свойства графита. Его частицы способны сглаживать микронеровности поверхностей путем образования пленки. То есть, площадь соприкосновения деталей станет больше, коэффициент трения снизится. Также графитовым смазкам присуща водоскойкость, очень высокая адгезия, они имеют антистатические свойства. Температурный диапазон эксплуатации зависит не от графита, а от других добавок, тут могут быть большие различия. Не стоит забывать, что графит может проводить электричество. К недостаткам графитовых смазок можно отнести то, что их нежелательно использовать с самыми точными деталями и в высокоскоростных узлах. Здесь особенности графита сыграют наоборот, он может привести к ускорению износа.

В автомобилях смазки применяют в листах рессор, колесных болтах и гайках, троссовых приводах, резьбовых соединениях кузова, дверных петлях, в механизмах замков, в ШРУСах, рулевых рейках и шарнирах. Вообще, сфера применения графитовых смазок очень широка, как в автомобилях, так в быту или промышленности. Да, есть более современные и эффективные типы, но они дороже. А свойств графитовой смазки вполне достаточно для того, чтобы её считали эффективной.


Литиевая смазка

Сегодня литиевые смазки относятся к одним из самых распространенных, некоторые даже утверждают, что они самые популярные. Впрочем, это достаточно спорный вопрос. Как понятно из названия, делают их на основе лития, а точнее, литиевого мыла (это комплексные соли жирных кислот лития). При этом в качестве загустителя могут использоваться разные материалы, от парафина до органических добавок. Тут разнообразие смазок огромно, про них можно написать отдельную статью, но использование лития позволяет объединить их в один вид с общими свойствами.

Обычно литиевые смазки выпускаются в виде мази (это называют «пластичная форма». Реже могут быть в виде аэрозоля. Общие свойства у них это высокая механическая стабильность, влагостойкость и термостойкость. В остальном их разделяют по используемому типу загустителя или составу базовых масел. Если брать последний пункт, то такая смазка может быть синтетической, минеральной или полусинтетической. В общем, про литиевые смазки говорить можно долго, тут действительно много подвидов, свойства которых могут сильно отличаться.

В автомобиле литиевые смазки используются в шаровых опорах, рулевых рейках, тросах, в высоконагруженных и сложнодоступных узлах (но тут подходят не все подвиды), для смазки направляющих сидений, для пластиковых деталей (только силиконовые подвиды), а также во множестве других узлов. Разнообразие литиевых смазок позволяет подобрать подходящую практически под любую задачу, сфера их применения вообще очень широка. Фактически их можно использовать где угодно, за исключением ряда случаев, которые мы упомянули выше.


Медная смазка

К медным смазкам относят те, в составе которых есть частицы медного порошка. В остальном их состав может быть разным, но объединяет их именно наличие медного порошка, который может быть в разных концентрациях. У медных смазок есть общие свойства, среди которых можно выделить: термостойкость, хорошую адгезию, сопротивляемость износу, низкие коэффициент трения. Также они снижают вибрации и шум, защищают от коррозии даже в достаточно агрессивных средах. Медные смазки предохраняют от прикипания — ими нередко смазывают винты.

Сфера применения медных смазок очень широка, во многом благодаря тому, что их можно использовать в агрессивных средах и при высоких температурах. У них есть особенности, когда при нагревании они работают как обычная смазка, а если температура повышается слишком сильно, то часть компонентов выгорает. При этом остаются частицы медного порошка, которые выполняют роль твердой смазки. Разумеется, тут эффективность будет ниже, чем у смазки в нормальном состоянии, но это лучше, чем ничего. По этой причине медные смазки часто применяют в тех узлах, которые могут нагреваться очень сильно. Например, их рекомендуют использовать в узлах тормозной системы. Также их наносят на резьбовые соединения.

Перед нанесением медной смазки поверхность нужно очистить, наносят её небольшими количествами. Если её используют в подшипниках, то здесь нужно быть аккуратным: слишком большое количество попросту недопустимо, это может повлиять негативно. Наносят её на колесные ступицы, что позволяет избежать прикипания дисков. Но выбор конкретного типа медной смазки во многом зависит от других компонентов, которые в ней используются. Так, для резьбового соединения лучше подойдет один вариант, для движущегося узла нужно выбирать другую.


Силиконовая смазка

Еще одна очень популярная группа смазок, которая широко используется как автомобилистами, таки в других сферах. Силиконовые смазки выпускаются в разной форме: аэрозоли, мази, жидкие, все они произведены на силиконовой основе, состав дополнительных компонентов может быть разным. Но если говорить про их свойства в среднем, то они обладают термостойкостью, морозостойкостью, не окисляются, не боятся воды, диэлектрические. Кроме того, силиконовые смазки совместимы с подавляющим большинством материалов. Защищают от коррозии, имеют отличную смазывающую способность. Повторимся, в зависимости от добавления тех или иных компонентов, свойства конкретной смазки могут меняться в ту или иную сторону.

Но есть у них и характерные практически для всех типов минусы, которые несколько ограничивают их использование. Во-первых, их несущая способность не самая высокая, в мощных механизмах их не применяют. Во-вторых, их влагостойкость оборачивается тем, что их очень сложно смыть, иногда это может стать минусом. В-третьих, на силикон сложно наносить лакокрасочные материалы, они будут очень плохо держаться. Из-за этих минусов их применение в автомобилях (напомним, мы в основном говорим именно про это), ограничено.

В автомобилях силиконовые смазки используют для смазывания замков и петель, для защиты резиновых деталей (при этом они еще и восстанавливают эластичность), для смазки тросов и высоковольтных проводов (тут они улучшают изоляцию). Также силиконовые смазки используют при смазке любых резиновых деталей. Смазывают и пластиковые, в этом случае они еще и восстанавливают цвет. Зачастую этот вид смазок продают под конкретную сферу применения. Ну а в целом, это распространенный, хотя и не самый универсальный вид.


Тефлоновая смазка

Всем известно тефлоновое покрытие на сковородках, но это вещество используют и при производстве смазок. Выпускаются в виде мазей, жидкостей, порошка и аэрозолей. И тефлоновые смазки имеют разные свойства, не только в зависимости от компонентов в составе, но и от формы выпуска. Но если говорить коротко и в целом, то они обеспечивают отличное скольжение многих материалов. У них низкий коэффициент трения, некоторые могут обладать очень высокой несущей способностью и могут применяться в узлах, которые работают под большими нагрузками.

Важным свойством тефлоновых смазок является устойчивость к кислотам, маслам и топливу. Из-за этого свойства они часто используются там, где эксплуатация подразумевает контакт с этими веществами. В автомобилях они применяются в подшипниках, цепных передачах, для смазывания элементов из пластика или резины (тут применяют только сухие смазки), они также совместимы и с уплотнительными элементами.


Кальциевая смазка

Кальциевые смазки также называются солидолами, под этим названием они известны больше. Хотя по своим свойствам они проигрывают многим другим видам, но все еще очень популярны и применяются очень широко во многом благодаря их низкой цене. Их используют в том числе и для консервации различных деталей. Бывают жировые или синтетические, но внешне они одинаковы. Жировые отличаются тем, что у них меньше склонность к упрочнению.

Сфера использования кальциевых смазок довольно широка, но есть ограничения. Связаны они с тем, что такие смазки распадаются при температуре около +80 градусов по Цельсию, поэтому в тех узлах, которые могут сильно нагреваться, их использовать нельзя, в этом попросту нет никакого смысла. В целом, солидолы это отдельная группа, в которую могут входить и другие виды, про которые мы говорили выше. Например, если добавлен графит, то такая смазка уже считается графитовой.


К сожалению, часто смазка не решает поставленные перед ней вопросы: как дверь скрипела, так и скрипит, как стекло еле ползало, так и ползает… Очень часто виноват даже не ошибочный выбор типа смазки, а то, как эту смазку наносят. Многие типы смазок плохо смешиваются между собой, после чего новая смазка не работает должным образом. Поэтому перед смазкой, например, подшипников, старую смазку нужно удалять. А перед смазкой дверных петель, уплотнителей или замков нужно не просто удалять смазку, но и хорошенько всё прочищать от пыли и грязи: если в механизмах есть песок, его не спасёт никакая смазка, даже самая дорогая.

Ну а при обезжиривании деталей нужно помнить, что растворитель (и даже обычный бензин) не приносит пользу ЛКП автомобиля, так что аккуратность при работе с химией должна быть на первом месте.

Если вовремя не проводить смазку деталей, долго игнорировать посторонние звуки при эксплуатации, не замечать изменение в подвижности деталей и эластичности резиновых уплотнителей и трубок, то это может привести к дорогостоящему ремонту. Важно проводить технический осмотр и замену жидкостей автомобиля по графику, смазывать детали правильными составами для правильной работы автомобиля в целом. С этим вам помогут специалисты Эльва Моторс. Профессионализм и многолетний опыт наших специалистов позволяет справиться с любой задачей, провести сервис автомобиля любой марки на уровне дилерского сервиса.