Особенности вождения в дождливую погоду

Далеко не все водители осознают, что на мокрой дороге автомобиль ведет себя несколько иначе, нежели на сухой. По статистике, именно в дождливую погоду наблюдается значительный рост ДТП.

Конечно, в современных автомобилях достаточно большое количество различных электронных ассистентов, не позволяющих допускать ошибки при вождении, но и они не всесильны. Поэтому, дабы обезопасить себя, будет нелишним соблюдать кое-какие простые рекомендации по вождению на мокрой трассе.


1. Увеличение дистанции

В дождь необходимо держать дистанцию, как минимум, вдвое большую, чем при сухой погоде. В мокрую погоду коэффициент сцепления с дорожным покрытием снижается, увеличивая тормозной путь.

Кроме того, прижимаясь к впереди едущему автомобилю, вы получите дополнительную порцию «душа» в виде водяной пыли, вылетающей из-под его колес, что еще сильнее ухудшает видимость. Придерживайтесь дистанции, равной длине пяти машин, до впереди идущего автомобиля. Никогда не знаешь, что придет в голову другому водителю или что случится с вами в следующую секунду.


2. Избегайте затопленных дорог.

Иногда на землю спускается столь большое количество осадков, что с ними не справляются ливневые канализации (если таковые вообще есть и нормально функционируют). Лужи в таком случае могут превращаться в самые настоящие озера.

В этом случае лучше воздержаться от поездок куда-либо, но если уж ехать все же пришлось, то делать это следует с крайней осторожностью. Нельзя пролетать лужу на скорости. Во-первых, вы можете окатить кого-то водой из-под колес, во-вторых, поймать неприятное аквапланирование, в-третьих — залить воздухозаборник и получить гидроудар, в-четвертых – «смыть» передний номер. Волна отрывает его с удивительной легкостью.

Наконец, всегда используйте возможность пустить одну пару колес посуху — шансы безопасно проехать лужу при этом возрастают вдвое.


3. Не забывайте про фары

Во время дождя видимость действительно значительно ухудшается, и даже включенные фары вряд ли сильно помогут. Зато они помогут обозначить ваш автомобиль в потоке, особенно если цвет кузова не особо кричащий, а, например, серый или черный. Причем лучше в данном случае не ограничиваться дневными ходовыми огнями, а включить сразу ближний свет — в этом случае включатся и задние габариты.

Можно также подключать и противотуманные огни спереди, если они имеются. А вот задние противотуманки по правилам предписывают использовать лишь во время тумана.


4. Дворники

Если ваш автомобиль при дождливой погоде движется по трассе со скоростью 100 км/ч, вам необходимо видеть дорогу примерно на 150 метров вперед. Смотрите сами, в среднем, за одну секунду машина с такой скоростью преодолевает около 28 метров. В случае возникновения экстренной ситуации среднестатистическому водителю требуется около 0,7 с, чтобы все осознать и начать торможение (т.е. авто успевает проехать еще метров 20). Тормозной путь с такой скорости на мокром покрытии — примерно 128 метров.

Поэтому включайте дворники, как только начался дождь, а при разъезде на узкой дороге, опережении или тем более обгоне грузовика заранее переводите в быстрый режим, чтобы водяное облако, поднимающееся от встречной или попутной машины, не смогло вас ослепить.

Щетки стеклоочистителя — расходник, но экономить на них не стоит — от этого зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. Цена у сменного набора небольшая, вариантов на рынке огромное количество, причем на любой автомобиль и кошелек. Меняются они, как правило, раз в полгода, но можно и чаще, если дворники перестают справляться со своей работой.


5. Меньше маневров

Выше было отмечено, что коэффициент сцепления колес с мокрым покрытием гораздо хуже, нежели с сухим. От этого не только увеличивается тормозной путь, но и запаздывают реакции на руль, не всегда, кстати, заметно для водителя. От этого можно ошибиться с правильной траекторией движения.

В современном автомобиле от подобных неприятностей страхует электроника, но и она может не подействовать, особенно при резком маневре в экстремальной ситуации. И тогда машина рискует уйти в неконтролируемый занос, с которым и опытный водитель не всегда в состоянии справиться.


6. Не съезжайте на грунтовые обочины

Если во время сильного дождя вам необходимо сделать остановку, особенно на загородной трассе, старайтесь избегать грунтовых обочин. По возможности выбирайте обочины с твердым покрытием, а лучше и вовсе асфальтовые площадки для отдыха и автозаправки.

Грунтовая обочина в дождливую погоду раскисает и становиться скользкой. Автомобиль может потерять сцепление и съехать в кювет, а выбраться обратно будет сложно даже с помощью эвакуатора.

Стартовать с мокрой грунтовки тоже небезопасно — гораздо больше потребуется времени на то, чтобы встроиться в поток. Не забывайте, что вся подхваченная вашими колесами грязь останется на дорожном полотне, ухудшая сцепление с трассой всем последующим участникам движения.

Кроме того, сама по себе остановка автомобиля на обочине во время дождя — это опасная малозаметная помеха. Поэтому не забывайте включать «аварийку» и лучше надолго там без надобности не задерживайтесь.


7. Не паникуйте во время аквапланирования

Аквапланирование — вещь неприятная, но проходит быстро. Попав на водяную пленку, автомобиль скользит по воде, как шайба по льду или мыло по мокрому кафелю. Пытаться менять траекторию или тормозить в этот момент бессмысленно и опасно – сцепление шин с дорожным покрытием может резко восстановиться, и вы улетите с дороги.

А чтобы и дальше не попадать в это специфическое физическое явление, достаточно просто немного снизить скорость.


Если вы все-таки не смогли справиться с вождением в ливень, не отчаивайтесь! Эльва Моторс поможет избавиться от всех последствий езды в дождливую погоду, а эта статья поможет избежать неприятности в следующий дождливый день.