Электронный блок управления двигателя – симптомы и причины поломки





Электронный блок управления двигателя (ЭБУ, ECU или, если точнее, ECM и PCM) является центром, объединяющим различные подсистемы автомобиля. От корректного функционирования данного блока зависит «жизнеспособность» всего авто: именно он управляет работой двигателя, чтобы тот выдавал оптимальную производительность. Поэтому и говорят, что двигатель является сердцем автомобиля, а ЭБУ — его мозгом.

ЭБУ практически постоянно находится в режиме работы, поскольку на него поступает огромный объём информации от всевозможных датчиков. Эти данные блок обрабатывает, используя предусмотренные в его программе алгоритмы, после чего отправляет командные сигналы на так называемые исполнительные устройства. Блок заставляет в соответствующем режиме работать насосы, системы зажигания, форсунки и многое другое.

В итоге получается так, что блок выступает в качестве руководителя для всех предусмотренных в автотранспортном средстве электронных процессов. А это от элементарной работы фар до управления системами безопасности. Электронный блок управления ещё часто называют контроллером.

Есть достаточно обширный перечень датчиков, с которых информация сначала идёт на ЭБУ, а затем, проходя обработку, сам блок отправляет команды на исполнительные устройства, в зависимости от результатов анализа полученных сведений.

Среди основных датчиков, которые зависят от контроллера, можно выделить отвечающие за:

• температуру мотора;
• холостой ход;
• подачу горючего;
• подачу кислорода;
• температуру окружающей среды;
• антиблокировочную систему;
• круиз-контроль;
• систему стабилизации;
• антизанос;
• скорость;
• текущее положение заслонки дросселя;
• уровень нажатия педали акселератора;
• коленвал;
• тормозную систему;
• уровень охлаждающей жидкости;
• уровень тормозной жидкости;
• напряжение в бортовой сети;
• гидроусилитель;
• электроусилитель руля;
• кондиционер;
• отопление и пр.

Обработав полученную информацию, контроллер или мозг автомобиля отправляет команды различным исполнительным узлам, системам и механизмам. Это позволяет внести изменения в работу:

 дроссельной заслонки;
 системы подачи воздуха;
 зажигания;
 фаз газораспределения;
 системы кондиционирования;
 выхлопной системы;
 освещения;
 стеклоподъёмников;
 подогрева;
 АКПП и пр.

Опытные автомобилисты и специалисты в области диагностики автомобилей настоятельно не рекомендуют любителям пытаться разбирать и ремонтировать блок. Это сложное устройство, достаточно дорогое для любого типа авто. Если возникают проблемы, лучшим решением будет обращение в проверенный автосервис.

Есть несколько признаков неисправности ЭБУ:

• двигатель не запускается вообще;
• все или часть систем блокируются;
• мотор работает с погрешностями;
• плавают обороты;
• проваливаются обороты мотора;
• загораются ошибки на приборной панели авто.
Самым известным сигналом о неисправности ЭБУ можно считать Check или Check Engine.

Если вы видите на панели этот сигнал, значит ЭБУ имеет или обнаружил конфликт устройств. Обычно эта лампочка загорается, когда есть проблема с датчиками или схемами. Чтобы сделать диагностику, нужно выполнить компьютерное сканирование компьютерное сканирование, это позволит понять, что конкретно произошло.

Симптомы поломок появляются в результате неправильной эксплуатации, механических повреждений или некорректного перепрограммирования ЭБУ, что часто случается с любителями чип-тюнинга.

Причины самой поломки предельно банальные. Это короткое замыкание, попадание на плату влаги и воды, перегрузка, перегрев, физические воздействия, влияние коррозийных процессов. Также контроллер может выйти из строя, если прикурить другой автомобиль, когда включен двигатель, или в целом неправильное подключение аккумулятора. При ДТП после сильного удара может повредиться и ЭБУ, в платах могут появиться трещины.

По одним только симптомам точно установить поломку блока нельзя. Поэтому перед ремонтом обязательно проводится диагностика ЭБУ, других блоков, систем и датчиков, проверка проводки. Когда точно установлено, что причина в ЭБУ и она носит не программный характер, производится ремонт:

1. Снятие блока, прозвон контактов.
2. Вскрытие и внешний осмотр платы для обнаружения физических неисправностей: обрывы, поврежденные детали и т. д.
3. Замена поврежденных элементов, восстановление пайки, дорожек и др. подобные работы.
4. Замеры напряжения, диагностика.
5. Сборка и герметизация.

Если проблема по программной части, разборка блока может и не потребоваться. В некоторых случаях помогает прошивка ЭБУ или наоборот откат к заводским настройкам. Но в любом случае точную причину можно обнаружить только после качественной диагностики и проверки осциллографом.

Если у вас возникли подозрения, что ЭБУ сбоит, обращайтесь на диагностику в Эльва Моторс. Специалисты установят причину проблем и при необходимости сделают ремонт ЭБУ (как программной, так и аппаратной части).

Чтобы предотвратить поломку, желательно делать диагностику ЭБУ раз в год или во время каждого ТО. Высокая квалификация и многолетний опыт наших специалистов помогут вам сэкономить время и деньги.